Байрамова Г.А.
Методическая разработка
В настоящее время перед школьным образованием стоит проблема подготовки школьников к жизни в современном обществе и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных технологий.
Следовательно, выпускнику современной школы необходимо самостоятельно работать над развитием собственного интеллекта, грамотно работать с информацией (уметь собирать анализировать, сопоставлять, обобщать, устанавливать закономерности формулировать выводы, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их в практической деятельности). Таким образом, на первый план выдвигаются личностные достижения ученика, а знания рассматриваются как средство его развития[2].
По мнению многих ведущих ученых, XXI век станет «веком качества». Общество на данный момент обеспокоено уровнем отечественного образования, которое оставляет желать лучшего. Проведенные исследования РISA показали, что российские школьники неплохо справляются с заданиями по математике, требующими репродуктивного мышления, но плохо выполняют задания, требующие размышления и интуиции, задания межпредметного характера.
В России в 2005 г. стартовал национальный проект «Образование», в ходе реализации которого изменение целей обучения (формирование инициативной творческой личности), важность конечного результата (компетентность выпускника) должны повлечь и изменение, совершенствование подходов, методов и приемов обучения. Всем нужен конечный результат, но как, какими методами и методическими приемами его достигнуть? Процесс обучения должен способствовать формированию осознанных и прочных знаний учащихся. Анализируя ошибки учащихся, допущенных при проведении экзамена в новом формате в 9 классах в 2008 году, кабинет математики АПКИППРО (Москва) отмечает наиболее типичные ошибки: вычислительные, ошибки при решении текстовых задач, ошибки при чтении графиков функций. Я согласна с автором статьи[12], что причина заключается в том, что учащиеся пользуются на уроках и при подготовке домашних заданий калькулятором, не знают достаточно хорошо теоретический материал, у них отсутствует интерес к предмету. В 2008 – 2009 учебном году я начала работать в 5 классе, учащиеся которого очень отличались по уровню развития. По результатам контрольно-обучающего теста выявилось разделение класса на две группы. В классе обучались ребята как с высоким уровнем развития, хорошо развитыми вычислительными навыками и работоспособностью, высокой мотивацией обучения, так и ребята с низким уровнем развития, флегматичным типом темперамента, с низкой мотивацией обучения. Обычно на уроке один отвечал у доски, 5-6 человек работали самостоятельно, остальные просто списывали с доски. А когда объединили шестые классы по 30 человек, количество учащихся со слабой подготовкой увеличилось в два раза. Возник вопрос: «Как организовать работу на уроке так, чтобы заинтересовать всех учащихся, активизировать их самостоятельную деятельность, вовремя выявить пробелы в знаниях и ликвидировать их, повысить скорость вычислительных навыков, улучшить знание теории и умение применить ее на практике?». В этом и заключается актуальность предложенной работы.
Изучив литературу по данному вопросу и имея практический опыт, я пришла к следующему выводу: необходим инновационный подход к решению проблемы повышения эффективности процесса обучения, развития творческой самостоятельной личности. Традиционным методом этого достичь сложно. Поэтому решила применить в своей практике метод тестовых технологий, предлагаемый Корчевским В.Е. [8] и Федоровым Е.Б. [11], с учащимися данного класса.
Цель методической разработки – теоретическое обоснование необходимости использования метода тестовой технологии и выявление эффективности его применения на практике при обучении математике.
Задачи:
- Обеспечить прочное и осознанное овладение всеми учащимися знаниями, умениями и навыками через активизацию самостоятельной работы с тестами.
- Развивать творческие способности учащихся при составлении тестов.
- Осуществить мониторинг эффективности использования тестового метода.
Предмет исследования – эффективность применения тестового метода при активизации самостоятельной деятельности учащихся.
Этапы работы:
- Анализ проблемы повышения эффективности процесса обучения и изучение педагогической литературы и Интернет – ресурсов по теме.
- Корректировка своей педагогической деятельности в соответствии с поставленными задачами.
- Соотнесение прогнозируемых результатов с реально достигнутыми.
Ожидаемые результаты:
- Повышение мотивации к изучению математики через активизацию самостоятельной работы с различными тестами.
- Развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся.
- Формирование инициативной творческой личности.