Титова И.В., педагог-психолог
Конспект выступления на республиканском семинаре
"Формирование универсальных учебных действий: теория и практика"
Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам.
Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.
Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции:
- предметные;
- межпредметные;
- личностные
Необходимость измерения метапредметных компетенций и личностных качеств потребует создания системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций становятся одним из приоритетных предметов деятельности школьного психолога.
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.
Введение нового стандарта начального общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.
Работа психолога становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.
Целью психологического мониторинга является создание социально – психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.
В ходе психологического мониторинга решаются следующие задачи:
- систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения.
- формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
- оказание помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении;
- оказание помощи педагогам в выборе индивидуального, наиболее эффективного маршрута обучения.
Основные направления деятельности школьной психологической службы:
1. Диагностико-коррекционная (развивающая) работа - выявление особенностей психического развития ребенка, сформированности определенных психологических новообразований, соответствия уровня развития умений, знаний, навыков, личностных и межличностных образований возрастным ориентирам и требованиям общества;
- изучение обращения к психологу, поступающего от учителей, родителей, учащихся (определение проблемы, выбор метода исследования);
- формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности школьника (постановка психологического диагноза);
- разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с учащимися, составление долговременного плана развития способностей или других психологических образований.
2. Психопрофилактическая работа - обеспечение решения проблем, связанных с обучением, воспитанием, психическим здоровьем детей:
- разработка и осуществление развивающих программ для учащихся с учетом задач каждого возрастного этапа;
- выявление психологических особенностей ребенка, которые в дальнейшем могут обусловить отклонения в интеллектуальном или личностном развитии;
- предупреждение возможных осложнений в связи с переходом учащихся на следующую возрастную ступень.
3. Психологическое консультирование – помощь в решении тех проблем, с которыми к психологу обращаются учителя, учащиеся, родители.
4. Психологическое просвещение – приобщение педагогического коллектива, учащихся и родителей к психологической культуре.
Основой разработки критериев и методов оценки сформированности универсальных учебных действий является диагностическая система психологического сопровождения. Первые диагностические измерения сформированности универсальных учебных действий проводятся при поступлении ребенка в школу. Самоопределение, смыслообразование и нравственно-этическая ориентация определяют личностную готовность к обучению ребенка в школе.
I этап (1 класс) – поступление ребенка в школу
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на определение школьной готовности ребенка. Осуществляется общая экспресс-диагностика, позволяющая судить об уровне психологической готовности и сформированности некоторых универсальных учебных действий у ребенка.
Действия самоопределения и смыслообразования (6,5 – 7 лет).
Цель: выявление сформированности внутренней позиции школьника.
Оцениваемые УУД:
Действия, направленные на определение своего отношения к поступлению в школу и школьной действительности;
Действия устанавливающие смысл учения.
Методика: Беседа о школе
(модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).
Более подробно с этой методикой Вы ознакомитесь на мастер-классе.
2. Проведение групповых и индивидуальных консультаций родителей будущих первоклассников.
- Групповая консультация в форме родительского собрания – это способ повышения психологической культуры родителей, рекомендации родителям по организации последних месяцев жизни ребенка перед началом школьных занятий.
- Индивидуальные консультации проводятся для родителей, чьи дети по результатам тестирования имеют низкий уровень сформированности универсальных учебных действий и могут испытывать трудности в адаптации к школе.
3. Групповая консультация педагогов будущих первоклассников, носящая на данном этапе общий ознакомительный характер.
II этап – первичная адаптация детей к школе
Без преувеличения его можно назвать самым сложным для детей и самым ответственным для взрослых. В рамках данного этапа (с сентября по январь) предполагается:
1. Проведение консультаций и просветительской работы с родителями первоклассников, направленной на ознакомление взрослых с основными задачами и трудностями периода первичной адаптации, тактикой общения и оказания помощи детям.
2. Проведение индивидуальных консультаций педагогов по выработке единого подхода к отдельным детям и единой системе требований к классу со стороны различных педагогов, работающих с классом.
3. Организация психолого-педагогической поддержки школьников. Такая работа проводится, как правило, психологом во внеурочное время.
Проводится развивающая система занятий психолога в период адаптации «Тропинка к своему Я»
Цель курса: создание социально-психологических условий в ситуации школьного обучения, которые позволят ребенку успешно функционировать и развиваться в школьной среде.
Основной формой ее проведения являются различные игры. Подобранные и проводимые в определенной логике они помогают детям быстрее узнать друг друга, настроить на предъявляемую школой систему требований, снять чрезмерное психическое напряжение, формировать у детей коммуникативные действия, необходимые для установления межличностных отношений, общения и сотрудничества, оказать помощь учащимся в усвоении школьных правил. На занятиях у учащихся формируется внутренняя позиция школьника, устойчивая самооценка. Психолог также содействует формированию познавательных действий, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
Организованная групповая развивающая работа с детьми, направленна на повышение уровня их школьной готовности, социально-психологическую адаптацию в новой системе взаимоотношений.
3. Аналитическая работа, направленная на осмысление итогов деятельности педагогов, психологов и родителей в период первичной адаптации первоклассников.
III этап – психолого-педагогическая работа со школьниками
1. Проведение психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление групп школьников, испытывающих трудности в освоении универсальных учебных действий.
Большинство специалистов сходятся в том, что своевременное выявление причин школьной неуспеваемости на начальных этапах обучения и проведение соответствующей психолог-педагогической работы могут уменьшить вероятность того, что временные затруднения в учебе станут хроническими.
Причины неуспеваемости делятся на 3 группы:
- В группу «внутренних» причин входят индивидуальные особенности отстающего школьника (умственная недоразвитость, физические дефекты, эмоциональные расстройства, патологические особенности темперамента и характера). Например: работа по аналогии, обучение алгоритму анализа и синтеза. Установление соотношения схемы и типа задания является важным шагом ученика к успешному усвоению общего способа выполнения задания.
- В группу «внешних» причин входят особенности социальной ситуации ребенка (неблагоприятные условия в семье, плохое качество воспитания) и особенности образовательной среды (неблагоприятные условия в школьном коллективе, плохое качество обучения). Например: алгоритм поиска ошибок. Практика показывает, что более половины детей пропускают хотя бы 2-3 ошибки, преимущественно смысловые, а примерно третья часть учеников – 4-5 ошибок. Картина принципиально меняется, если детям предлагают алгоритм поиска ошибок:
- прочитай первое предложение;
- проверь;
- прочитай первое слово;
- переходи ко второму слову и т.д. до конца предложения;
- согласуются ли слова друг с другом;
- отделены ли предлоги и союзы от других слов;
- переходи ко второму предложению.
- Пониженная обучаемость ребенка, т.е. недостаточная способность к обучению. Когда нет видимых причин о происхождении трудностей с применением и использованием умений читать, писать, рассуждать или выполнять математические операции. Например: акцент на личностные действия позволяет сделать учение осмысленным, обеспечивает значимость решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяет сориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, выбрать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих людей, самого себя.
Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Таким образом строится алгоритм универсальных учебных действий.
2. Индивидуальное и групповое консультирование и просвещение родителей по результатам диагностики
3. Просвещение и консультирование педагогов по вопросам индивидуальных и возрастных особенностей учащихся. Групповая и индивидуальная просветительская работа по проблеме профилактики профессиональной деформации.
4.Организация групповой психо-коррекционной работы со школьниками, испытывающими трудности в обучении и поведении. Выявление детей с ООП (ограниченными образовательными потребностями) в ОУ, осуществление психолого-медико-социального сопровождения.
Что мы относим к ограниченным образовательным потребностям?
- Диагностические критерии расстройства моторных навыков:
- Тонкая или грубая моторика, координация.
- Зрительно- пространственный гнозис и прапксис (снижение).
- Первичная неполноценность моторики вторично приводит к нарушениям устной и письменной речи.
- Резидуальные органические состояния (когда незрелость мозга сочетается с бурным развитием психических функций).
Их можно разделить на 2 группы:
- когнитивные расстройства (память, интеллект). Активационные расстройства (внимание и сознание).
- психопатологические синдромы (нарушение восприятия, мышления, настроения).
Таким образом, безусловна важность психоло-диагностического аспекта для успешного усвоения учебных навыков школьников. Он ложится в основу коррекционно-развивающей работы.
Здесь мы говорили о регулятивных действиях (постановка целей, коррекция своих действий и.т.д.), познавательных действиях (исследование, поиск, моделирование), личностных действиях (осмысление, осознание, нравственные нормы).
Психологическая диагностика и сопровождение участников образовательного процесса позволяет повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов являются основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволяют сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.
Психологическая диагностика и сопровождение участников образовательного процесса позволяет повысить его эффективность. Положения и рекомендации психологов являются основой проведения мониторингов с целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, позволяют сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.