Павлова Н.Ф.
Учитель начальных классов
конспект выступления на республиканском семинаре
"Формирование универсальных учебных действий: теория и практика"
Школу делает школой учитель. Учителя разные - ведь они вырастают из учеников. Художник учится смешивать краски и наносить их на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски . Разучивает этюды, то есть осваивает приемы. Вот учитель- мастер. Виртуоз. Как по нотам играет он свой урок.
И только другой учитель знает. Сколько труда ушло на такой урок
Сегодня мне бы хотелось остановиться на тех приемах, которые формируют УУД. Школа сформировать у учащихся общеучебные навыки и способности самоорганизации своей деятельности, позволяющих решать различные учебные задачи.
Пока на этапе окончания обязательного образования большинство наших учащихся показывают очень слабую подготовку к самостоятельному добыванию необходимой информации; низкий уровень (ниже низкого) умений решать проблемы, находить выход из нестандартной ситуации. Выпускники не готовы к успешной адаптации в современном мире. И как следствие – выйдя из стен школы, молодые люди либо останутся по жизни не успешными, либо потеряются, не смогут «найти себя», что может привести к негативным социальным последствиям.
Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остается актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться.
Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации. Многие ученые, философы, педагоги, методисты утверждают, что самую главную роль в обучении и воспитании играет именно начальная школа. Здесь ребенок учится читать, писать, считать, слушать, слышать, говорить, сопереживать. В чем заключается роль современной начальной школы? Интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Научиться учить себя – вот та задача, в решении которой школе сегодня замены нет.
Существует пять основных принципов педтехники. Каждый из них реализуется с помощью конкретных приемов, которые в свою очередь помогают развитию определенных УУД.
Я , конечно, не претендую на новизну всех изложенных ниже приемов. Они известны. В определенном смысле эти приемы – совокупное творчество учителей.
1. Принцип свободы выбора .
Никто из нас не любит навязанных действий, отсутствие выбора. И особенно не любят этого дети. Но этого можно избежать в рамках современной системы обучения : например;
Шаталов задает ученикам много задач, и они сами выбирают для решения любые из них; у Лысенковой дети сами выбирают , какие трудные слова должна написать учительница на доске и так далее.
2. Принцип открытости.
« Я знаю, что я ничего не знаю» - говорил мудрый грек.
« Я хорошо знаю химию, литературу, историю » - говорит благополучный выпускник школы. Печально. Печально то, что этот ученик не знает главного: он не знает, чего он не знает. Задача учителя; не только давать знания – но еще и показать их границы.
3. Принцип деятельности.
Бернард Шоу утверждал: « Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность. Чтобы знание становилось инструментом, а не залежами ненужного старья, ученик должен с ним работать. » Учитель привлекает детей к новых знаний. Они вместе обсуждают для чего необходимо то или иное знание, как оно пригодится в жизни.
4. Принцип обратной связи.
Только учитель на уроке отслеживает следующие параметры: настроение
учеников, степень их заинтересованности, уровень понимания…
5. Принцип идеальности.( высокого КПД )
Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования. Согласуем темперамент, ритм и сложность обучения с возможностями учеников и тогда они почувствуют свою успешность и сами захотят ее подкрепить.
Повышение интереса к учебному материалу.
Сегодня учитель при подготовке к уроку должен задать себе вопрос: «Что я могу сделать, чтобы ученик хотел учиться? Чтобы он ясно осознал, работая над учебным материалом, - зачем это ему нужно?» Интерес обеспечивает направленность личности на опознание целей деятельности. Рядом с интересом идет понимание. А понимание нового материала возможно тогда, когда есть основа в виде имеющихся знаний.
Поэтому перед учеником ставится простая , понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей – неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует учитель. Повышение интереса можно достигнуть следующим приемом; который формирует коммуникативные и познавательные УУД.
« Удивляй! »
Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимания и стимулирует работу ума, как удивительное:
Например; Окружающий мир «О воде » 3 класс. Урок проходил в декабре, когда уже лежал снег. Это урок можно начать с загадки:
«Существует удивительная страна, в которой люди ходят по воде, и это правда.» Можно выслушать предположения детей о какой стране идет речь.
«Посмотрите в окно! Разве мы с вами не ходим по воде? Мы так
привыкли к воде, что не замечаем, а часто и не знаем ее свойств.»
Иногда удивительное не просто привлекает внимание «здесь и сейчас» , но и удерживает интерес в течение длительного отрезка времени. Добиться этого помогает – прием :
«Отсроченная отгадка».
- В конце урока учитель дает загадку, удивительный факт, отгадка к которой будет открыта при работе над новым материалом на следующем уроке.
Например: Окружающий мир.
«На следующем уроке мы поговорим об очень опасном животном? Как вы думаете о каком ?» Можно выслушать предположения детей о каком животном идет речь.
«Нет, это не хищник. Но оно поставило под угрозу уничтожения многих животных целого континента.»
Но иногда возникает ситуация: удивить хочу, но нечем. Тогда на помощь приходит следующий прием:
«Фантастическая добавка ».
-Я дополняю реальную ситуацию фантастикой.
Мы можем придумать фантастическое растение, животное, перенести литературного героя во времени и так далее.
С целью формирования регулятивного универсального учебного действия – действия контроля, проводятся самопроверки и взаимопроверки текста. Учащимся предлагаются тексты для проверки, содержащие различные виды ошибок (графические, пунктуационные, стилистические, лексические, орфографические). А для решения этой учебной задачи совместно с детьми составляются правила проверки текста, определяющие алгоритм действия. Последовательно переходя от одной операции к другой, проговаривая содержание и результат выполняемой операции, практически все учащиеся без дополнительной помощи успешно справляются с предложенным заданием. Главное здесь - речевое проговаривание учеником выполняемого действия. Такое проговаривание позволяет обеспечить выполнение всех звеньев действия контроля и осознать его содержание.
«Лови ошибку».
- Объясняя материал, я намеренно допускаю ошибки.
Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Мы можем даже подсказывать «опасные места» интонацией, жестом. Можно ученикам предложить роль учителя ( раздаются тексты или разбор решения со специально допущенными ошибками.
Повторение пройденного на уроке.
Самый не продуктивный утомительный способ повторения. Но ведь можно сделать повторение – активным и развивающим. Можно предложить ученикам парные задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учеников: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться.
« Повторяем с контролем».
Ученики составляют серию контрольных вопросов к изученному материалу. Затем одни ученики задают свои контрольные вопросы , другие на них отвечают в парах. Постепенно можно приучить учеников к тому, чтобы система контрольных вопросов перекрывала учебный материал.
« Свои примеры ».
Ученики подготавливают свои примеры к новому материалу,
Русский язык : Тема урока :« Разделительный твердый знак.»
Накануне дети получают задание: « Найти в орфографическом словаре слова «Ъ». Прием наиболее хороший в слабых классах.
«Пересечение тем».
Ученики подбирают свои примеры, задачи, вопросы, связывающие последний изученный материал с любой ранее изученной темой.
Например: русский язык. «Найдите несколько слов с безударными гласными в изучаемом на уроке чтения произведении».
Эти приемы помогают формировать познавательные, коммуникативные и регулятивные УУД.
Игровая учебная деятельность.
Игры – тренинги. Эти игры приходят на помощь в трудный момент , чтобы
растормошить скуку, однообразие.
С целью формирования коммуникативных и личностных УУД можно использовать такие приемы как:
« Игровая цель».
Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений, учитель включает их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения игровой цели.
Например: Математика. «Эстафета». Класс делится на три команды. На доске записаны примеры в 3 столбика ( на каждого члена команды по 1 примеру). По команде учителя ученики по одному выходят к доске и решают пример. Побеждает та команда, которая решила свои примеры быстро и правильно.
« Логическая цепочка».
Вспомните всем известную игру в города. Например: русский язык. «Назвать словарные слова». Например : осина, аллея, яблоко и так далее.
« Да» и «нет » говорите».
Учит связывать разрозненные факты в единую картину, систематизировать уже имеющуюся информацию, слушать и слышать соучеников.
Я могу загадывать нечто ( число, предмет, героя). ребята пытаются найти ответ, задавая вопросы . На эти вопросы учитель отвечает только словами: «да», «нет», «да и нет».
Может быть использовано на разных уроках.
Для начальной школы приоритетом является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развития познавательных интересов, ответственного отношения к своей деятельности и ее результатам. Для достижения этих черт личности младшего школьника особое значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умение самостоятельно контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины ошибок, возникающих трудностей.
Уровни и виды домашнего задания.
Для эффективной организации домашнего задания использую следующие приемы:
Одновременно задаю домашнее задание двух или трех уровней.
1.Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.
2.Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу.
3.Третий уровень используется в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это творческое задание. Обычно оно выполняется
на добровольных началах.
Творческие задания включают в себя:
разработка кроссвордов, тематические сборники интересных фактов, учебные комиксы, сказки, басни, плакаты – опорные сигналы и так далее.
«Задание массивом»
Любой из уровней домашнего задания можно задавать массивом. Например: даем десять задач, из которых ученик должен сам выбрать и решить заранее оговоренный минимальный объем задания.
При задании массивом возникает момент соревновательности. Полезно вести открытую ведомость , в которой ученики отмечают свое продвижение. На уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие (объединяющее логическое и знаковосимволическое действия), определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ её решения. С этой целью ученикам предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомым. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу, задачу на установление логической модели, устанавливающей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом к успешному усвоению общего способа решения задач.
Оценивание
Важно решить, как оценивать деятельность ученика, как избежать негативных последствий оценивания.
Главная цель оценки – стимулировать познание. Человеку нужен Успех. Хвалить приятно. Но успех перемежается с неудачей. Бывает, что ученика не за что хвалить. Как быть?
Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания, Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями. Вчера он делал двадцать ошибок в диктанте, сегодня он сделал десять. Это замечательно. Ребенок сделал плохую работу. Можно сказать: « Работа плохая, вот к чему приводит лень!» или - «Работа хуже, чем обычно. Наверное ты неважно себя чувствовал». Учитель в своих оценках должен быть сопереживающим другом, а не надсмотрщиком. Учитель должен увеличивать свой «отметочный арсенал»: « 3», «4», «5», «2» - «ЧП.» И это плохо, отметки ухудшают взаимоотношения учащихся и учителя.
Для формирования адекватной самооценки в нашей школе введено безотметочное обучение в 1-2-х классах. С первых дней пребывания учащихся в школе начинается обучения оцениванию своих работ с помощью «линеечек». Выбор школ для оценивания произволен. Важно, что «линеечки» с самого начала позволили детям оценивать свою работу дифференцировано. Например: красиво, правильно, трудно, я старался и так далее. На протяжении всего обучения ребенок учится оценивать свою работу, работу соседа по парте, одноклассника. Оценивая свои достижения, ученики видят в незнании перспективу своего дальнейшего совершенствования.
«Хорошо организованная жизнь – это как сетка для страховки Благодаря ей вы можете делать на проволоке более сложные трюки» - однажды сказала американская журналистка Джейн Поли. Приемы педагогической техники - сеть. А результат хорошо организованный труд учителя, хорошо организованный класс, хорошо организованные знания.
И в заключении хотелось бы напомнить, что каждый ребенок – индивидуален. Помогите найти в нем его индивидуальные личные особенности.
Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы. Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала по вашему предмету. Помогите ребенку научиться адекватно, оценивать выполненную им работу. Научите исправлять ошибки.
Сегодня учащийся сам должен стать « архитектором и строителем образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы УУД.
Универсальные учебные действия – это термин новый, мало привычный. Надеюсь, после плодотворной работы творческой группы, созданной в нашей школе, УУД станут родными для учителей.